Форма обратной связи







Туры по России

Литературный Петербург Литературный Петербург
Новогодние и Рождественские  праздники в Санкт-Петербурге для взрослых
 
Дворцово-парковое ожерелье Дворцово-парковое ожерелье
Новогодние и Рождественские  праздники в Санкт-Петербурге для взрослых
 
Дворцы и загородные резиденции Столицы Российской империи Дворцы и загородные резиденции Столицы Российской империи
Новогодние и Рождественские туры в Санкт-Петербург для школьников и студентов
 
Дворцы и Соборы Петербурга Дворцы и Соборы Петербурга
Новогодние и Рождественские туры в Санкт-Петербург для школьников и студентов
 
Классический Петербург Классический Петербург
Новогодние и Рождественские туры в Санкт-Петербург для школьников и студентов
 
Туры по "ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ" России Туры по "ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ" России
«Золотое Кольцо» России – уже более 30 лет это один из самых популярных туристских маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Москва, Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад.
 
Туры в МОСКВУ Туры в МОСКВУ
На протяжении сотен лет Москва выполняет роль центра и столицы русской национальной культуры. Здесь сосредоточены ценнейшие памятники истории и архитектуры мирового значения.
 
Туры в САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Туры в САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Отметивший свое трехсотлетие город, часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории.
 

Санатории 11 - 18 из 18
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Туры в САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


Туры в САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Туры в Санкт-Петербург

Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Отметивший свое трехсотлетие город, часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Сегодня Петербург постепенно перестает быть Ленинградом. Здесь все меньше митингуют и все больше занимаются бизнесом. Сейчас здесь живет почти пять миллионов человек разных национальностей и вероисповеданий. Здесь по-прежнему из-за каждого угла в лицо норовит ударить колючий вихрь, в Эрмитаже по-прежнему висят Рембрандт с Тицианом, в кондитерской “Север” все так же продают самые лучшие на свете пирожные, и в июньскую светлую ночь таксисты продолжают ругать на чем свет стоит разведенные над Невой мосты. Говорят, что за последние триста лет здесь мало что изменилось.

Предлагаем туры для организованных школьных, студенческих групп, а также для индивидуальных туристов с обслуживанием в сборной группе от 2-х до 7 дней, с проживанием в гостиницах от эконом до VIP класса. Также бронируем гостиницы в Санкт-Петербурге.

Классический Петербург

Дворцово-парковое ожерелье

Дворцы и загородные резиденции Столицы Российской империи

Дворцово-парковое ожерелье

Литературный Петербург

Выполним любую заявку туриста. 

 По вопросам бронирования обращайтесь по следующим адресам и телефонам: г. Пятигорск, ул. Cоборная

Тел. (8793) 33-00-54 Тел.\ факс (8793) 97-39-41 Моб. 8(928) 011-16-80 e-mail: centr-buro@mail.ru.ru




Достопримечательности


Музей блокады

Немало испытаний выпало на долю Санкт-Петербурга в двадцатом веке, стал он "колыбелью трех революций", прошел через гражданскую войну и сталинский террор. Но тяжелейшим испытанием , выпавшем на долю жителей Ленинграда, стала 900-дневная блокада немецко-фашистскими войсками во время Великой Отечественной войны. Обороне и блокаде Ленинграда посвящена экспозиция одноименного музея в части здания бывшего Кустарного музея, возведенного в 1901 - 1903 гг. и входившего в комплекс музейных зданий так называемого Соляного городка на берегу реки Фонтанки в исторической части города, неподалеку от метро "Чернышевская". Все оформление музея выполнено в стиле "социалистического реализма". Прямо на входе портрет строгого и мудрого Сталина. Под его всеведущим оком расположились на первом этаже блокадные дневники и воспоминания рядовых участников битвы за Ленинград и блокадников, личные любительские фотографии, графика и живопись художников блокадного Ленинграда. Они охватывают период от мая 1941 до января 1944. Другая часть экспозиции посвящена воздушной обороне, некоторые зенитные орудия, достигающие двухметровой длины – реальные участники обороны Ленинграда. Работе промышленных предприятий, учреждений культуры, жизни детей в осажденном городе, тяжелому быту представлены в витринах мемориального музея горестные и героические свидетельства. Ежедневная борьба не сдавшегося врагу города выражалась не только в борьбе за выживание в голод и лютую стужу, острой сатирой наполнены карикатуры блокадных художников, а в самые тяжелые дни была написана и исполнена знаменитая "Ленинградская" седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.

Не была простой и судьба собственно музея – как и жители города, он пострадал от репрессий. Единственный в мире музей, образованный в дни Великой Отечественной войны и открытый после полного освобождения города от блокады 30 апреля 1944 года, в марте 1953 года был ликвидирован в связи с так называемым "Ленинградским делом". В 1988 году в защиту разрозненного музея выступили ветераны войны и труда, блокадники, творческие работники. В сентябре 1989 года музей был вновь открыт.

В настоящее время в фондах музея хранится более 50 тысяч экспонатов.


Музей блокады Музей блокады Музей блокады

Смольный собор

Смольный собор расположен на берегу Невы, а свое название получил от петровских смоляных дворов, поставлявших смолу для строительства кораблей. Архитектурный ансамбль Смольного собора выполнен в стиле русского барокко.

Изначально был построен дворец, предназначенный для дочери Петра I Елизаветы. Будущая императрица, согласно легендам, намеревалась постричься в монахини, но так как город покидать ей не хотелось, она задумала построить монастырь в Санкт-Петербурге, для чего выбрала одно из самых красивых мест у Невы. Руководство над проектом было поручено архитектору Б.Растрелли.

Однако мастер не дожил до окончания строительства. Смольному собору суждено было стать самым долгостроящимся зданием: его строительство, начатое в 1748 году, завершилось лишь к 1835 году. Получается, что на возведение и отделку собора ушло целых 87 лет.

Монастырский комплекс Смольного собора представляет собой органичное сочетание форм древнерусского зодчества с элементом европейской архитектуры. Бело-голубой собор располагается по центру комплекса. Его высота достигает 93,7 метра, фасады собора украшены с использованием позолоты, на фоне голубых стен красуется белокаменная лепка, что придает собору нарядность и торжественность. Собор обнесен красивейшей ажурной оградой работы архитектора В.Стасова. Вокруг собора расположены четыре церкви и корпуса.

Обратимся к внутреннему убранству собора. Большой церковный зал храма отделан мрамором, в нем возвышаются три великолепных иконостаса. Кафедра декорирована тонкой резьбой, перед алтарями храма установлена балюстрада из граненого хрусталя. В настоящее время из реликвий собора сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Сам монастырь, первоначально получивший название Воскресенский Новодевичий, после для краткости именуемый «Смольным», был освящен архиепископом Симеоном в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. В 1765 году по высочайшему велению императрицы Екатерины II здания монастыря были отданы под воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Государыня всегда интересовалась делами заведения, часто посещала занятия. В скором времени Екатерина II учредила и училище для девиц низших сословий, для чего рядом с монастырем было возведено здание, позднее переименованной в Александровский институт.

К сожалению, в послереволюционные годы с монастырским корпусом обращались небрежно. В Смольном соборе находились склады. С 1990 года в храме работает концертно-выставочный комплекс.


Смольный собор Смольный собор Смольный собор

Ансамбль дворцовой площади

Центром Петербурга, его сердцем является Дворцовая площадь, обрамленная красивейшими сооружениями - Зимним дворцом, Адмиралтейством и Главным штабом, а середина ее обозначена Александровской колонной. Здесь проходят самые масштабные мероприятия города, в том числе и политические.

В 1819 году по поручению Императора архитектор Карл Росси приступил к работе над проектом площади напротив Зимнего дворца. К 1823 году было завершено строительство здания Генерального (позже – Главного) штаба, включившего в себя некоторые дома, стоявшие ранее на этом месте. В 1824 году был сооружен корпус министерств иностранных дел и финансов. Здания эти объединены по замыслу архитектора двумя триумфальными арками, одна из которых служит выездом на Дворцовую площадь, а вторая показывает перспективу на Большую Морскую улицу со стороны Невского проспекта. Над аркой со стороны Зимнего дворца высится фигура Славы в колеснице, запряженной шестеркой лошадей, крайних держат под уздцы воины. Кони разделены так, чтобы в центре группы, в свободном пространстве, оказалась колесница триумфатора. Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров. Саму арку украшают также фигурами гениев Славы, исполненными Н.Пименовым и В. Демут-Малиновским. Вся композиция зданий составляет 580 метров и является зданием, имеющим самый длинный в мире фасад. Сооружение занимает всю южную сторону Дворцовой площади.

В 1848 году завершилось строительство штаба Гвардейского корпуса (по проекту архитектора А. Брюллова), явившегося связующим звеном всех зданий Дворцовой площади, а дополнила общую композицию площади Александровская колонна, увенчанная огромным каменным ангелом. Десница его поднята вверх, в левой руке – большой крест. Голова ангела склонена к земле, так, что человек, смотрящий снизу, видит его лицо.
Самым красивым зданием Дворцовой площади и одним из великолепнейших в Санкт-Петербурге является Зимний Дворец. Сооружение производит впечатление не только своей красотой, но и площадью: дворец занимает 9 гектаров земли. Здание моложе самого Петербурга на 60 лет, оно построено под руководством архитектора В.Растрелли. Главный фасад Зимнего дворца выходит на Дворцовую площадь. Центральная часть главного фасада выдается вперед, что указывает на его особую значимость и создает гармоничную композицию всего сооружения. Белые колонны на нежно-зеленом фоне здания призваны придать всей постройке грацию и воздушность, свойственные архитектурному стилю барокко.

Дворцовая площадь имеет форму треугольника со сглаженными углами и представляет собой гармоничный и совершенный архитектурный ансамбль, являющийся одним из самых притягательных мест Санкт-Петербурга.


Ансамбль дворцовой площади Ансамбль дворцовой площади Ансамбль дворцовой площади

Адмиралтейство

Адмиралтейство – одна из самых притягательных достопримечательностей Санкт-Петербурга, признано фондом ЮНЕСКО одним из лучших произведений архитектурного искусства мира. Здание Адмиралтейства возведено в 1806-1823 годах под руководством архитектора А. Захарова и по проекту самого государя Петра I. Его форма напоминает букву «П», длина главного фасада – 407 метров, боковых сторон – 163 метра, высота здания вместе со шпилем – 72,5 метра. Адмиралтейство украшено статуями и рельефами работы В.Щедрина, И. Теребенева, В. Демут-Малиновского, С. Пименова. Шпиль здания увенчан позолоченным флюгером в виде фрегата, который часто изображается в виде эмблемы Санкт-Петербурга. Снизу флюгер кажется маленьким, однако это впечатление обманчиво: вес фрегата достигает 65 килограмм, а на золочение потрачено 2 килограмма чистого золота.

Скульптуры, которыми украшено здание Адмиралтейства, иллюстрируют легенды и мифы о море. Башня Адмиралтейства декорирует композиция «Нимфы, несущие земную сферу», включающая 28 статуй, олицетворяющих все земные стихии: огонь, воду, землю и воздух, времена года и ветра различных направлений. Также на здании присутствует горельеф вышиной 22 метра «Заведение флота в России», изображающий морского бога Нептуна, который вручает Петру I трезубец – символ властвования над морями. Углы аттиков Адмиралтейства украшают каменные статуи великих полководцев античности: Александра Македонского, Пирра, Аякса, Ахиллеса. К сожалению, многие скульптуры, служившие декорацией здания Адмиралтейства, в наше время утеряны.

Ансамбль Адмиралтейства включает также Александровский сад, открытый в 1874 году. В 1883 году в саду установлены бюсты Василия Жуковского, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Михаила Глинки, памятник Николаю Пржевальскому.

Первое время существования Адмиралтейство служило центром постройки кораблей: для этого использовалась верфь перед зданием, а помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими. Позднее здание отдали под военно-морские и учебные учреждения: в XIX – XX веках Адмиралтейство занимали Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры, высшая морская школа им. Дзержинского.

Здание Адмиралтейства сильно пострадало от бомбежек во время Великой Отечественной войны, однако, благодаря усилиям ленинградцев, было сохранено в своем прежнем виде.

Адмиралтейство, памятник раннего классицизма, является одним из красивейших зданий Санкт-Петербурга.


Адмиралтейство Адмиралтейство Адмиралтейство

Медный всадник

Памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I, или Медный Всадник, названный так вслед за одноименной поэмой А.С. Пушкина, был воздвигнут во время царствования Екатерины II в 1778 году по модели скульптора Этьена Фальконе. Голову Петра выполнила ученица мастера Мари-Анн Колло, а змею, попираемую копытами коня, – скульптор Федор Гордеев. Этот шедевр мировой монументальной скульптуры установлен на площади Декабристов, ранее носившей название Петровской и Сенатской. Гордо и величественно возвышается царь Петр на своем вздыбившемся коне, простирая десницу вперед, будто указывая путь своим современникам и потомкам. Раздавлена копытами змея – символ коварства и предательства, вражеской силы. Так поднимает голову великое государство Российское.
Немало времени было потрачено и на поиски достойного пьедестала для столь величественного монумента, олицетворяющего возвышение России и укрепление могущества государства. «Гром-камень» был найден в двенадцати верстах от Петербурга, в поселке Лахта. Свое название глыба получила от местных жителей за широкую трещину, образовавшуюся будто от удара молнии. Путь «гром-камня» до места водружения скульптуры длился целых полтора года: специально для него была построена баржа, а по суше глыбу тащили с помощью желобов с медными шарами. В пути мастера придавали «гром-камню» форму, задуманную Фальконе.

Монумент уникален еще и тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи. Для того, чтобы скульптура приобрела устойчивость, мастера должны были облегчить ее переднюю часть, потому толщина бронзовых стенок передней части намного тоньше задних стенок, что значительно усложнило отливку монумента. Наконец, в 1778 году все работы над памятником Петру I были закончены. На одной из складок плаща государя скульптор выгравировал надпись на латыни: «Лепил и отливал парижанин Этьен Фальконе, 1778». В скором времени, не дожидаясь открытия монумента, мастер покинул Россию. На пьедестал Медного всадника поднимал архитектор Ю.М. Фельтен. По велению Екатерины II на пьедестале высечено: «Петру Первому Екатерина Вторая».

Торжественное открытие памятника Петру I на Сенатской площади состоялось 7 августа 1782 года и стало громким событием в истории России.


Медный всадник Медный всадник Медный всадник

Памятник Николаю I

Памятник еще одной царственной особе – царю Николаю I – был открыт 25 июля 1859 года, вскоре после смерти государя, на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. Автор проекта скульптуры – Огюст Монферран, над проектом коня работал Петр Клодт, пьедестал выполнен архитекторами Н.Ефимовым и А.Пуаро, скульпторами Р.Залеманом и Н.Рамазановым.

Времена царствования Николая I были нелегкими для России. Император имел суровый нрав и руководил страной жестко, за что в народе получил прозвище Николай Палкин. Его боялись и не любили. Он проводил в государстве репрессии, ввел строгую цензуру, крупные города были заполонены агентами тайной разведки, искавшими недругов государевых. Кроме того, Николай I был тщеславен и стремился походить на своего великого предка Петра I. Скульптура Николая I выполнена так, что передает характер императора: гордо и самодовольно восседает он на поднявшемся на дыбы коне. Кроме того, памятник Николаю установлен на одной оси с монументом Петру I на площади Декабристов, мешает это увидеть лишь Исаакиевский собор. Народ не мог не заметить такое совпадение, и в Петербурге возникли поговорки, вроде «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Памятник Николаю I уникален с точки зрения инженерной находки: массивная скульптура высотой более 16 метров имеет всего две точки опоры – задние ноги коня. Технология отливки здесь использовалась та же, что и при отливке Медного всадника. Скульптурный портрет изображает императора в парадной форме Кавалергардского полка. С четырех сторон памятник окружают очень красиво выполненные фонари.

Пьедестал памятника также является произведением искусства скульптуры. Он украшен аллегорическими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия в виде женских образов. По легенде для этих фигур позировала сама жена Николая и три его дочери. Также на пьедестале расположены горельефы, запечатлевшие основные события периода властвования Николая I: восстание декабристов в 1825 году, подавление холерного бунта на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за составление первого свода законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва в 1851 году. Облицовка постамента состоит из нескольких видов мрамора, красного шокшинского порфира, красного финского и темно-серого сердобольского гранита.

В 1860-е годы между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был разбит сквер. Сейчас Исаакиевская площадь – одно из самых красивых мест Санкт-Петербурга.


Памятник Николаю I Памятник Николаю I Памятник Николаю I

Памятник Екатерине II

Идея поставить памятник императрице возникла еще при жизни и царствовании Екатерины II. Однако самой государыне задумка оказалась не по душе. Памятник был установлен через столетие, во время правления Александра II, о чем свидетельствует надпись на массивном картуше памятника: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II. 1873 год».

Над проектом памятника Екатерине II работал скульптор М.О. Микешин. Первоначально предполагалось поставить постамент в Царском Селе, любимой загородной резиденции императрицы. Однако по ходатайству князя А.А. Суворова, внука знаменитого полководца, монумент было решено установить в Санкт-Петербурге – в сквере перед Александрийским театром. В связи с переносом места установки скульптор Микешин изменил первоначальную версию памятника: его высота была увеличена до 15 метров, изменена форма постамента. Помощником Микешина стал скульптор М.А. Чижов. Однако варианты статуи постоянно не устраивали комиссию. Мастера переделывали ее несколько раз. Наконец, в феврале 1865 года модель памятника была высочайше утверждена. Работы над теперь уже четырехметровой статуей Екатерины II были закончены к 1867 году, в июне этого года она была отлита из гипса.

Микешин и Чижов приступили к работе над постаментом памятника Екатерине II. На нем вылеплены фигуры виднейших деятелей екатерининской эпохи: П.А. Румянцева, Потемкина, А.В. Суворова, И.И. Бецкого, А.А. Безбородко, Е.Р. Дашковой, А.Г. Орлова и Г.Р. Державина.

Екатерина II изображена миловидной женщиной с легкой улыбкой на устах. В ее осанке угадывается высочайшая принадлежность, однако во взоре нет строгости и суровости, присущей царственным особам. Голову Екатерины украшает лавровый венец славы, в деснице она держит скипетр – символ державной власти, в левой руке также венок. У ног императрицы возлегает корона российской империи. Ее одеяния скрывают очертания фигуры, на плечах порфира, из-под которых ниспадает мантия. Снизу не видны мелкие детали на одеждах царицы: муаровая лента на груди и цепь ордена святого Андрея Первозванного – высшая награда в России.

Над картушем с памятной надписью Александра II книга с надписью «Закон», лавровый венок, атрибуты науки (свитки), искусства (фанфара и палитра), военного и морского дела (меч, якорные цепи), земледелия (колосья). Памятник окружен четырьмя канделябрами работы Давида Гримма.

Между Александровским театром и памятником Екатерине II разбит сквер, который называют Екатерининским, а в простонародье – «Катькиным садиком».


Памятник Екатерине II Памятник Екатерине II Памятник Екатерине II

Невский проспект

Одна из самых первых улиц Санкт-Петербурга, Невский проспект был изначально задуман как дорога от Адмиралтейства к Александро-Невской лавре. Прямая улица была названа «Невской першпективой» по имени монастыря. Прокладывали просеку и строили дорогу как монахи Александро-Невской лавры, так и пленные шведы. Строительство проспекта было закончено к 1720 году, земли вдоль Невского сразу стали оживленными: там стали заселяться рабочие и служители монастыря.

Участок Невского проспекта, именуемый Большой першпективой, был главным подъездом к центру Санкт-Петербурга. В 1720-х годах на дороге появилась каменная мостовая, четыре ряда берез и масляные фонари, а также скамьи для прохожих. Проезд по Большой першпективе был платным. В 1738 году улица была переименована в Невскую першпективу, а название «Невский проспект» появилось в 1781 году.

В 1863 году по проспекту проложили конку – конную железную дорогу. С 1907 года по Невскому начал курсировать трамвай, но в 1950-52 годах трамвайные рельсы решено было убрать.

В 1918 году Невский проспект переименовали соответственно времени: в проспект 25-го Октября, однако историческое название было возвращено вскоре, в 1944 году.

Общая протяжённость Невского проспекта - около 4,5 км. Вдоль него располагаются многие известные здания, памятники архитектуры. Назовем некоторые из них.

По адресу Невский проспект, 13 располагается дом, построенный в 1804-06 годах. Примечателен он тем, что здесь проживали великие люди: А.С. Грибоедов, и позже М.П. Мусоргский. Дворец Строгановых по адресу Невский проспект, 17 является единственным зданием, оставшимся в неизменном виде с момента постройки в середине XVIII века.

Дом Невский проспект, 20 – это Голландская церковь Санкт-Петербурга. Она появилась здесь в 1732 году практически одновременно с другими лютеранскими конфессиями. Церковь в окончательном варианте была построена в 1833, освящена в 1834 году. С 1927 года церковь закрыта, с 1936 года здесь находится библиотека имени А.А. Блока.

Следующие дома по адресу Невский проспект, 22-24 являются помещениями немецкой протестантской церкви Святого Петра. Немецкая протестантская община появилась здесь в 1727 году. Нынешний вариант церкви был построен в 1838 году по проекту А.П. Брюллова. Здание украшают мраморные статуи святых апостолов Петра и Павла работы А.Трискони. В 1938 году здание церкви было отдано под овощехранилище. С 1992 года церковь отреставрировали, освятили и вернули немецкой общине.

По адресу Невский проспект, 28 располагается известный по всей России петербургский «Дом Книги». Это один из крупнейших книжных магазинов города.

На Невском проспекте находятся также Казанский собор, знаменитые Милютинские и Серебряные ряды, костел Святой Екатерины, армянская апостольская церковь Святой Екатерины, универмаг «Большой гостиный двор» и многие другие здания.

Невский проспект всегда был центром культурной жизни Санкт-Петербурга, местом отдыха и прогулок жителей города и посетителей Северной столицы.


Невский проспект Невский проспект Невский проспект

Летний сад

Один из красивейших парков Санкт-Петербурга и России, Летний сад был задуман Петром I еще в 1704 году. Царь собственноручно спроектировал план парка, по его велению на берегу реки Фонтанки началась разбивка сада.
К 1714 году в Летнем саду по проекту архитектора Д.Трезини был возведен Летний дворец Петра. В 1716 году появился Лебяжий канал, отделивший парк от основной земли так, что тот оказался на острове. Позднее по середине Летнего сада прорыли еще один канал, разделивший парк на первый и второй Летние сады. Однако в 1777 году после наводнения серединный канал был засыпан. В южной части сада находится Карпиев пруд.

Проектировка Летнего сада такова: по его территории проложены прямые аллеи, вдоль которых растут аккуратно подстриженные деревья и кустарники. На всей территории Летнего сада расположены скульптуры, павильоны, гроты, были и фонтаны. Но в 1777 году в Санкт-Петербурге случилось наводнение, которое разрушило систему фонтанов, установленных в Летнем саду, с тех пор решили фонтаны не восстанавливать. Уже к 1725 году в Летнем саду было установлено более ста статуй и бюстов, к 1736 году их было больше двухсот.

Летний сад – место проведения разнообразных праздников и мероприятий. Еще Петр I проводил здесь знаменитые петровские ассамблеи. Известно, что именно на этих ассамблеях появилась традиция наливать опоздавшему «штрафную» чашу вина, которую он должен был выпить «до дна».

В 1770-80-х годах Летний сад был огорожен решёткой по проекту Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. Эта решётка так красива, что вскоре стала одним из символов Санкт-Петербурга, а люди сложили про нее легенды. По одной из легенд, в 1930-х годах американцы предлагали обменять решётку Летнего сада на сто новых паровозов. Со стороны Михайловского сада вход в парк обнесен оградой работы Л. Шарлеманя. В 1799 году на берегу Лебяжьего канала расположилась видовая терраса, огороженная в 1820-х годах.

Летний сад известен также Кофейным и Чайным домиками. В 1826 году на месте грота Г. Матарнови появился Кофейный домик, построенный по проекту К.И. Росси, а в следующем, 1827 году, Летний сад украсил Чайный домик работы Л.Шарлеманя. В 1855 году у Чайного домика установили памятник И.А. Крылову. Барельефы на пьедестале памятники иллюстрируют сюжеты басен самого известного русского баснописца.

В наше время в Летнем саду находится 79 скульптур, в 1984 году после реставрации в Чайном домике был устроен выставочный зал. Летний сад – излюбленное место для прогулок жителей Санкт-Петербурга и гостей Северной столицы.


Летний сад Летний сад Летний сад

Васильевский остров

Васильевский остров является одним из самых больших островов на Неве и в Санкт-Петербурге, его площадь составляет около 1050 гектаров. С разных сторон берега Васильевского острова омываются водами Большой и Малой Невы, реки Смоленки и Финского залива. Еще до основания Санкт-Петербурга, помимо финского, в переводе означавшего Лосиный, этот остров носил название Василев.

История названия Васильевского острова давно тревожит умы исследователей прошлого Санкт-Петербурга. О личности Василия, давшего имя острову, ходит много легенд. Одна из них – о капитане-артиллеристе Василии Корчмине, командовавшем отрядом, укрепленном на этом острове. Говорится, что Петр I посылал ему приказы под короткой надписью: «К Василью на остров». Однако историки выяснили, что название «Васильев» появилось задолго до петровского времени, так как упоминание об острове встречается в более старинных документах. Посему история названия Васильевского острова породила немало дискуссий. Рассматриваются кандидатуры новгородских посадников Василия Казимира, Василия Селезня и Василия Ананьина, владевших северными частями новгородских земель. Однако точного подтверждения истории названия Васильевского острова до сих пор найдено не было. Известно также, что было несколько попыток переименовать остров в Княжеский, Меншиков или Преображенский, однако название настолько глубоко укрепилось в сознании народа, что все попытки провалились.
Васильевский остров начал застраиваться как продолжение Санкт-Петербурга с 1715 года. Архитектором Д.Трезини здесь задумывался «новый Амстердам», однако проект не удался. Всё же кое в чем задумка осуществилась: кварталы Васильевского острова поныне сохранили строгий геометрический рисунок, а улицы носят название «линии».

Васильевский остров остается культурным и административным центром Санкт-Петербурга. В 1738 году на острове было закончено строительство здания двенадцати коллегий; здесь возведен Гостиный двор. С 1719 года начала работать первая в Петербурге общественная библиотека с богатой коллекцией книг. Читатели могли брать на дом книги, изданные по всей России и за рубежом. В 1719 году открыта Кунсткамера – один из самых примечательных музеев Санкт-Петербурга, музей диковинок и раритетов со всего света. Собранная в Кунсткамере коллекция привлекает тысячи посетителей, а часть экспонатов регулярно гастролирует по России. Для библиотеки и Кунсткамеры было построено специальное здание, его боковые корпуса отведены под анатомический театр, музей, кабинет редкостей и обсерваторию.

В настоящее время Васильевский остров представляет живой интерес для туристов Санкт-Петербурга: каждый гость града Петра стремится посетить этот красивый старинный остров.


Васильевский остров Васильевский остров Васильевский остров

Мосты Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург нередко называют «Северной Венецией» из-за обилия рек, каналов и мостов в центральной части города. Мосты в Петербурге есть и большие, и маленькие, через широкую Неву и через узенькие каналы, мосты разводящиеся и неподвижные. Многие из мостов и мостиков представляют собой шедевры архитектурного искусства. Пройдемся по некоторым из них.

Казанский мост известен как второй по ширине мост в Санкт-Петербурге. Его длина составляет 17,5 метров, ширина – 90,6 метров. Каменный мост на месте деревянного был построен в 1766 году, а в 1805 году мост приобрел свою современную ширину. Примечателен этот мост еще и тем, что его строительством руководил инженер Илларион Голенищев-Кутузов, отец знаменитого полководца. Казанский мост принадлежит к архитектурному ансамблю Казанского собора и прокладывает путь через канал Грибоедова, мост украшает гранитный парапет и грациозные арки.

Аничков мост пересекает реку Фонтанку сразу за Аничковым дворцом на Невском проспекте. Длина моста – 54,6 метра, ширина – 37 метров. Его окончательный каменный вариант был возведен в 1841 году, а первый, деревянный мост строился еще в 1715 году под руководством военного инженера М.Аничкова, имя которого и носит по сей день. Аничков мост украшен знаменитой скульптурной группой «Укротители коней» (автор П.Клодт, установлены в 1850 году), олицетворяющей четыре этапа укрощения коня. Всем известна история скульптур во время блокады Ленинграда: чтобы уберечь произведения искусства от бомбежек, жители сняли их с пьедесталов и закопали в саду Дворца Пионеров. После окончания блокады всадники с конями были торжественно возвращены на свои законные места.

Иоанновский мост Санкт-Петербурга, ведущий к Петропавловской крепости, первоначально был плавучим, но вскоре стал первым устойчивым мостом города. Деревянный мост был построен в 1703 году под руководством архитектора Д.Треззини. Каменные фрагменты добавлены в 1738 году. С тех пор мост неоднократно перестраивался, однако инженерам и архитекторам всегда удавалось сохранить дух античности, присущий Иоанновскому мосту. Его длина составляет 74,5 метров, ширина – 10,5 метров.

Синий мост, построенный в 1818 и расширенный в 1842 году, является самым широким мостом Санкт-Петербурга. Его ширина – 99,95 метров. Мост пересекает реку Мойку, воды которой окрашивают его в синий цвет, отчего мост и получил свое название. Но с этим мостом ассоциируются также и не самые лучшие страницы истории России, поскольку именно здесь до 1861 года располагался самый настоящий рынок рабов, здесь продавали и покупали крепостных крестьян.


Мосты Санкт-Петербурга Мосты Санкт-Петербурга Мосты Санкт-Петербурга

Дворцы и особняки Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург – город дворцов и богатых особняков, сияющих блеском роскоши. Великолепие этих непростых зданий, принадлежавших когда-то могущественным, власть имущим людям, сразу бросается в глаза неискушенному посетителю Северной столицы. Рассмотрим некоторые дворцы и особняки, являющиеся поистине шедеврами архитектурного искусства.

В 1861 году на Благовещенской площади (ныне она зовется площадью Труда) по проекту немецкого архитектора А. Штакеншнейдера был возведен Николаевский дворец, принадлежавший великому князю Николаю Николаевичу, сыну императора Николая I. Фасады дворца выполнены в стиле неоренессанс, украшены нарядной лепниной, скульптурными вставками, а также пилястрами и колоннами, размещенными на каждом этаже. За счет особенностей ордерной обработки фасада Николаевский дворец кажется больше своих размеров. Первый этаж дворца украшен широкими ионическими пилястрами, второй этаж – коринфскими колоннами, а третий – короткими и узкими пилястрами. Все это создает иллюзию перспективного сокращения. Ощущение большей высоты зданию придает легкое скульптурное декорирование. Парадная лестница Николаевского дворца является одним из красивейших произведений архитектуры.

Также по проекту Штакеншнейдера в 1857-1861 годах был построен Ново-Михайловский дворец, находящийся между Дворцовой площадью и Миллионной улицей. Дворец состоит из двух корпусов: главный корпус выходит на Дворцовую набережную и оформлен более нарядно, чем «шталмейстерский корпус», где размещались квартиры придворных и служащих. В таком контрасте заключается стремление передать взаимосвязь функциональности зданий с их внешним обликом.

Дворец великого князя Михаила Михайловича расположен на Адмиралтейской набережной Питера. Он был возведен в 1880 году по проекту архитектора Месмахера. Архитектурный стиль – неоренессанс. Дворец облицован темно-розовым песчаником. Примечательно то, что традиционный для дворцов парадный двор-курдонер располагается на минимальной площади в боковом переулке из-за нехватки места.

Нынешний Центральный лекторий на Литейном проспекте Петербурга строился как особняк княгини Юсуповой в 1852-1858 годах под руководством архитектора Бонштедта. Особый интерес представляет фасад особняка, так как он стилизован под немецкое и австрийское барокко первой половины XVIII века и облицован бременским песчаником, что придавало ему высокий статус тонкого вкуса владельцев, а также указывало на имущественное превосходство хозяев.

Особняк гвардии полковника Трофимова, расположенный на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, построен в 1901 году по проекту архитектора М. Барча в стиле позднего барокко. Зданию дважды достраивались этажи. Позднее особняк был переоборудован в доходный дом.

Еще один особняк, Г.А. Кушелева-Безбородка, находится на набережной Кутузова. Над сменой облика здания в 1857-58 годах поработал архитектор Г.А. Генрихсен: он распорядился обработать первый этаж рустом, а второй и третий – пилястрами поэтажно. На втором этаже красуются танцующие путти, исполненные в барельефах, увеличена высота стен. Здание венчают фронтоны, предназначенные для герба и эмблем его владельца.

В Санкт-Петербурге еще много дворцов и особняков, сверкающих великолепием и привлекающих внимание туристов со всего мира.


Дворцы и особняки Санкт-Петербурга Дворцы и особняки Санкт-Петербурга Дворцы и особняки Санкт-Петербурга

Памятники Великой Отечественной Войны

Великая Отечественная война, одна из самых страшных и губительных войн в истории человечества, унесла жизни десятков миллионов наших соотечественников. Люди целыми городами вставали на защиту Родины от внешних агрессоров. История Великой Отечественной – это история героизма, стойкости, мужества граждан нашего страны, история единения людей перед лицом общей опасности. Одним из наиболее пострадавших в этой войне городов стал Санкт-Петербург, тогда именуемый Ленинградом. Девятьсот дней длилась блокада противника, направленная на взятие города измором, но не таков град Петра, чтобы сдаться врагу. Мужественно сражались жители Ленинграда за свою Северную столицу, за памятники архитектуры, друг за друга, и в целом – за свою Родину. В память об этих страшных и героических днях в городе установлены памятники и мемориалы. Напоминают они о той страшной блокаде, призывают нас не забывать о подвиге ленинградцев. На доме номер 14 по Невскому проспекту сохранена предупреждающая надпись военного времени: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Читая ее, прохожие (особенно туристы) невольно бросают взор на небо – спокойно ли оно, не летят ли те блокадные истребители, уничтожавшие жителей осажденного города. Одним из монументальных памятников Великой Отечественной войны является мемориальное Пискаревское кладбище. Посреди могильной тишины установлена статуя Матери-Родины, с выражением глубокой непроходящей скорби устремившей взор на надгробья своих павших детей. Более миллиона жизней ленинградцев унесла блокада, а Пискаревское кладбище стало местом массовых захоронений. Сюда приходят жители и гости современного Петербурга для того, чтобы отдать дань уважения блокадным ленинградцам – погибшим, но не сдавшимся, сюда возлагают цветы, здесь молча вспоминают тех, кого навеки забрала кровожадная война. В Санкт-Петербурге, как в городе-герое, находятся сразу два парка Победы. Один из них – на Московском проспекте, другой – на берегу Финского залива. Торжество жизни и несгибаемость жителей города символизируют эти парки, принимающие гостей на своих площадках с тенистыми аллеями. Стремясь выразить благодарность за победу в Великой Отечественной войне, в тридцатую годовщину победы, 9 мая 1975 года, ленинградцы установили Монумент защитникам города. Бронзовое кольцо на площадке, расположенной на площади Победы, символизирует разорванное кольцо блокады. На середине постамента установлена скульптура «Блокада» работы М. Аникушина, у ее подножия фигуры рабочего и солдата, вставших плечом к плечу на защиту родного города. Параллельно друг другу расположены каменные параллелепипеды с бронзовыми фигурами героев-защитников Ленинграда. Памятный зал в Санкт-Петербурге хранит реликвии блокадного времени, в том числе и летопись блокады – 900 бронзовых аистов, каждый из которых рассказывает об одном дне этих страшных осадных лет.


Памятники Великой Отечественной Войны Памятники Великой Отечественной Войны Памятники Великой Отечественной Войны

Дворцовая набережная

Одна из первых улиц Санкт-Петербурга, Дворцовая набережная образовалась у Дворцовой площади, когда берег Невы стал постепенно застраиваться жилыми домами. В первой половине XVIII века было решено обустроить Дворцовую набережную. За дело взялся архитектор Ю.М. Фельтен. По его проекту в 1760-х годах строится гранитная набережная протяженностью от Зимнего дворца до Летнего сада. Делалось это следующим образом: в грунт забивались дубовые сваи, между ними прокладывались гранитные блоки, скрепленные железными скобами, все заливали свинцом.

Первоначально Дворцовую набережную называли Почтовой, потому как на месте теперешнего Мраморного дворца находился Почтовый двор. После, в 1740-1790-х годах, набережная носила название Миллионная.
Дворцовая набережная постепенно застраивалась. В 1766 году через Зимнюю канавку проведен Эрмитажный мост. Верхнее-Лебяжий мост, появившийся в 1768 году, соединяет Дворцовую набережную с набережной Кутузова. В 1762-69 годах возведено здание Малого Эрмитажа, в 1775-83 годах построен Старый Эрмитаж, в 1783-87 годах – Эрмитажный театр, который соединен со Старым Эрмитажем аркой. В 1762-85 годах между Дворцовой набережной и Миллионной улицей был возведен Мраморный дворец, в 1784-88 годах появился дом Салтыковых.

В начале XIX века у Дворцового моста на набережной появилась пристань со львами, которая в 1915 году была перенесена на Адмиралтейскую набережную. В 1861 году Дворцовую набережную украсил Ново-Михайловский дворец, в 1872 году завершено строительство дворца великого князя Владимира Александровича, в 1877 году построен дом Громова.

В 1923 году, под влиянием времени, Дворцовая набережная была переименована в набережную 9-го января, однако в 1944 году, после снятия блокады Ленинграда, набережной было возвращено историческое название. Особенно красиво смотрится Дворцовая набережная с Васильевского острова, от Петропавловской крепости.


Дворцовая набережная Дворцовая набережная Дворцовая набережная

Петровская набережная

На Петровской набережной, одной из самых первых улиц Санкт-Петербурга, когда-то был построен самый первый дом – домик Петра I. Петровская набережная соединяет Троицкую площадь (первую площадь Санкт-Петербурга) с Петроградской набережной.

Петербург начал застраиваться с домика Петра I: рядом с жильем государя стали появляться и дома его приближенных: А. Д. Меньшикова, М. П. Гагарина, П. П. Шафирова, Н. М. Зотова, Г. И. Головкина, учёного Я. В. Брюса, директора Канцелярии городовых дел У. А. Синявина. Но в 1730-х годах парадный центр Санкт-Петербурга было решено перенести на Васильевский остров, поэтому эти дома снесли.

Именно у Петровской набережной был образован первый в Петербурге порт. Пристань была названа «Гагаринским буяном» по находящемуся рядом дому Гагарина. Именно сюда пришел первый иностранный корабль – торговое голландское судно. По легенде, Петр I самолично принимал корабль и потчевал обедом голландского шкипера, показывая радушие гостеприимной России.

В 1903 году, ко времени празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга, было закончено строительство Троицкого моста, соединившего противоположный берег Невы с Троицкой площадью и Петровской набережной. В 1901-03 годах Петровская набережная была одета в гранит. Руководили проектом архитекторы Л.И. Новиков и Ф.Г. Зброжек. В 1907 году на центральном спуске к Неве возле Петровской набережной были установлены гранитный скульптуры «Ши-цза», изображающие мифологических китайских львов-лягушек. В 1910 году на Петровской набережной появился особняк по проекту архитектора А.С. Хренова, в котором с 1918 года находился институт по изучению мозга и психической деятельности под руководством В.М. Бехтерева.

В 1935 место Гагаринского буяна было занято домом №8, предназначавшимся для комсостава Народного комиссариата военно-морского флота. Позднее дом стали называть «домом моряков». Дом № 2 по Петровской набережной был Дворцом бракосочетания, с 2000 года в этом здании располагается официальная резиденция полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе.


Петровская набережная Петровская набережная Петровская набережная

Петропавловский собор

В городе, названном Петербургом, обязательно должен стоять собор, посвященный небесному покровителю его основателя Петра I, святому апостолу Петру. Собор этот находится на территории одноименной крепости. Петропавловский собор, или собор Святых Апостолов Петра и Павла, заложенный 29 июня 1703 года, сначала был построен из дерева, после, под руководством Д.Трезини, возведен каменный собор. В целом, строительство закончилось только к 1733 году, и 28 июня Петропавловский собор был освящен.

Храм поражает своей красотой. Соборная колокольня, состоящая из ярусов, увенчана золоченым шпилем, на верхушке которого находится ангел с крестом. Высота ангела – 3,2 метра, высота шпиля Петропавловского собора – 122 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота. В 1776 году на колокольне были установлены куранты, каждый час игравшие мелодию национального гимна. В настоящее время восстановлен карильон курантов – колокольная музыка.

Великолепно и внутреннее убранство храма. В центре зала расположен иконостас в виде арки, изготовленный в 1722-1726 годах московскими мастерами под руководством И.П. Зарудного из липового дерева. В иконостасе сочетаются иконы и фигуры святых. В том же стиле – стиле московского барокко – выполнена и алтарная сень, располагающаяся на резных колоннах. Напротив алтаря Петропавловского собора установлена позолоченная кафедра, украшенная резьбой и статуями двух Первоверховных апостолов, симметрично кафедре располагается Царское место, на коем на малиновом бархате золотом вышит двуглавый орел, а венчает его золоченая резная корона. Храм разделяют на три нефа расписанные под мрамор колонны, украшенные пилястрами.

Кроме кафедрального собора, Петропавловский собор Петербурга исполнял функцию Императорской усыпальницы. Здесь покоится прах всех российских императоров, от Петра I до Александра III, включая императрицу и некоторых великих князей. В усыпальнице находится 60 могил, каждая из них представляет собой бетонный склеп глубиной 3,2 метра, а также установлен алтарь с иконостасом, панихиды в котором служили лишь в присутствии членов императорской фамилии. В 1906 году к востоку от Петропавловского собора была сооружена Великокняжеская усыпальница, поскольку в самом соборе все возможности для захоронений были исчерпаны. В 1999 году в западной части усыпальницы храма упокоился прах убиенного царя-мученика Николая II и членов его семьи.
Также в Петропавловском соборе находились боевые трофеи, ценные реликвии, связанные с жизнью основателя Санкт-Петербурга – Петром I: иконы, паникадило, вырезанные собственноручно царем, серебряная утварь. К сожалению, в советские времена многие ценности Петропавловского собора были утеряны. Работы по восстановлению храма ведутся с 1992 года.


Петропавловский собор Петропавловский собор Петропавловский собор

Казанский собор

Казанский собор был построен в 1801-1811 годах по проекту выдающегося архитектора А.Н.Воронихина, выходца из простых крестьян. Главной святыней собора должна была стать "чудотворная" икона Казанской богоматери. Эта икона является одной из самых почитаемых в православном мире, в то же время рассматривалась как покровительница дома Романовых. Новый храм, по замыслу его авторов, должен был являться общенациональной святынею, способствующей благоденствию царской семьи. Надо отметить, что Казанский собор строился преимущественно из материалов отечественного, карельского происхождения. Кроме того, над собором трудились русские художники и зодчие, что дало повод современникам говорить о русской художественной школе, не уступающей по знаниям и способностям иноземцам. Проект собора предполагал отход от традиций церковного зодчества. От традиционного православного храма остался лишь высокий купол, увенчанный крестом. Архитектуре собора присущи черты классицизма, достигшего рассвета в конце XVIII века. По плану Воронихина Казанский собор имеет форму латинского креста, при этом его алтарная часть традиционно выходит на восток. К северному фасаду собора, который выходит на Невский проспект, примыкает великолепная, поражающая своими размерами и монументальностью, колоннада из 96 коринфских колонн высотой около 13 метров, выполненная в форме полукруга. Нельзя не оценить общественное назначение Казанского собора, который стал организующим центром большого пространства города, при этом Невский проспект стал парадной городской магистралью. В отделке собора широко использована скульптура. Здесь вы найдете грандиозные рельефные панно - "Истечение Моисеем воды в пустыне" И.П. Мартоса, "Воздвижение медного змия" И.П. Прокофьева и другие. После победы над Наполеоном Казанский собор стал памятником русской военной славы, в соборе хранились военные трофеи и ключи от городов, взятых русскими войсками во время войны 1812 года. Здесь погребены великие русские полководцы, отличившиеся в той войне, - М.И. Кутузов и М.Б. Барклай де Толли. Статуи М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли работы скульптора Б.И. Орловского можно увидеть перед Казанским собором. Казанский собор - одно из самых грандиозных храмовых сооружений Санкт-Петербурга. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.